В середине прошлого века в
Шотландии появились первые социальные деревни
для молодых людей с нарушениями, выпускников лечебно- педагогических учреждений. Инициатором создания
был Карл Кениг, австрийский врач. Социальная деревня — это открытое сообщество равных людей, живущих в свободе,
равенстве, братстве, развивающих
экологически чистое натуральное
биодинамическое крестьянское хозяйство,
возрождающих и развивающих ремесла. Здесь не существует различия между «персоналом» и «пациентом». Все они — взрослые
ответственные люди со своими правами
и обязанностями, которые живут и работают вместе. Такой подход дает
возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию.
Учреждением это назвать нельзя, скорее, это
особый общинный образ жизни, та социальная среда, которая наиболее
благоприятна для людей с проблемами
психического развития, умственной отсталостью.
В России после десятилетнего
процесса развития и формирования лечебно-педагогического движения, наши подросшие ученики
нуждались в том, чтобы их индивидуальности, которые были раскрыты и взращены лечебными
педагогами, были
поддержаны и во взрослой самостоятельной жизни. Есть разные формы в работе со взрослыми людьми с нарушениями. На
западе это называется
социальная терапия. Это могут быть мастерские, центры профессиональной подготовки, даже фабрики, поддерживаемое самостоятельное
проживание, деревни.
Строительство первой социальной деревни
«Светлана» в России было начато по инициативе и поддержке норвежской деревни
Вида Розен (Норвегия) в 1992 году под Петербургом. В 1999 году под Иркутском
появилось еще две деревни «Заречная» и «Исток». Молодые люди с нарушениями
учатся жить самостоятельно, без опеки родителей, в рамках большой единой
семьи друзей в семейных домах на 10-16 человек. Они занимаются сельским
хозяйством, животноводством, сами готовят еду, следят за чистотой и порядком в
доме, производят качественные вещи из натуральных материалов, планируют
развитие и расходы деревни. Во всех сферах жизни все держится на взаимодействии
селян и сотрудников.
Важно увидеть индивидуальность
каждого молодого человека, раскрыть его потенциал, помочь ему самоутвердиться,
найти самую простую вещь, которую
селянин может делать хорошо. Это будет почвой для проявления индивидуальности.
Самое главное здесь в том, что все делается не только для себя, а для всего
дома, на благо всей деревни, что у каждого есть свое ответственное дело. В
защищенных условиях социальной деревни создается своеобразная
реабилитационная среда, в которой молодой человек учится жизни: принимать
самостоятельные решения, брать на себя ответственность, высказывать свое
мнение, вести собрание. Здесь есть возможности проявить свою индивидуальность
в микросоциуме (в своем семейном доме одна социальная роль, в мастерской другая)
и макросоциуме (участие в спектаклях, выставках, культурных городских
мероприятиях). Совместное проживание молодых людей, имеющих нарушения, с
сотрудниками по принципу семейных домов, в атмосфере взаимоуважения, понимания,
создает положительный эмоциональный фон для проживающих в общине, раскрывает
резервы личности, способствует социализации, дает надежду на будущее.
Т. Кокина, социальный
педагог, руководитель социальной деревни "Исток", г. Иркутск