Люди с нарушениями развития не могут овладеть своим телом здоровым образом и поэтому имеют проблемы развития - проявляя себя несовершенно в этом мире. Но дух их здоров и на него мы и опираемся в лечебной педагогике. Сейчас наше общество пока ещё не готово принять этих людей такими, какие они есть, и дать им возможность жить достойно, отвечая новым социальным требованиям. Мудрецы говорят: " Хочешь изменить другого - измени прежде себя!" Руководствуясь этим принципом, семьи наших воспитанников и сотрудники "Центра лечебной педагогики и социальной терапии "СВеЧа" поставили перед собой задачу: поддерживая друг друга, постоянно учась, работать над совершенствованием, души и духа наших детей и нас самих, при этом меняя наше собственное отношение к людям с проблемами развития. И только поэтому мы можем рассчитывать, что изменит своё отношение к ним и общество.
ИЗ ИСТОРИИ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В
РОССИИ
Зарождение лечебной педагогики на основе
антропософии в нашей стране относится к началу 90-х годов. У истоков начала
практической работы в области антропософской лечебной педагогики в Иркутске и
Москве стояли родители детей имеющих нарушения.
Импульс двух маленьких
лечебно-педагогических инициатив Иркутска и Москвы был по всей вероятности
столь сильным, что на первой встрече лечебных педагогов в Санкт-Петербурге в
феврале 1995 года участвовало около 120 человек. Во встрече принимало участие
немного людей имевших практический опыт работы в лечебной педагогике. Большая
же часть собравшихся желала с ней познакомиться. Результатом встречи стало
создание института лечебной педагогики и социальной терапии в
Санкт-Петербурге.
Это проходило на фоне
бурного открытия в России вальдорфских школ и семинаров по подготовке
вальдорфских учителей. В вальдорфских школах обозначились дети, испытывающие
трудности в обучении. Встал вопрос как им помочь?
В 1993 г. в Москве и в 1995 г. в Петербурге были
сделаны первые наборы студентов на обучение антропософской лечебной педагогике.
Первый выпуск студентов
лечебно-педагогических семинаров состоялся в 98-99 годы, что привело к
открытию классов, групп, школ, строящих работу с детьми с нарушениями на основе
методологических духовно-научных исследованиях Р.Штайнера. Такая работа
началась в Екатеренбурге, Новоуральске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Томске,
продолжалась и расширилась в Иркутске, Москве, Петербурге.
Шло накопление опыта, появлялся интерес к
работе коллег в других городах и потребность в обозначении места уже ставшей
профессиональной деятельности. Эти вопросы
стали обсуждаться на общих конференциях лечебных педагогов и социальных терапевтов России в Иркутске
(1999 г.),
в Москве (2000 г.),
в Санкт-Петербурге (2001 г.), в Екатеринбурге (2002 г.), в Иркутске (2003 г.), в Москве (2004 г.).
За более чем
десятилетний срок своего развития в России лечебная педагогика, основанная на
антропософии, становится заметным инновационным
явлением, в то время как для многих стран мира эта педагогика является
традиционной и развивается более 70 лет.
Сегодня лечебная
педагогика в нашей стране представлена учреждениями охватывающих лиц с нарушениями от
раннего возраста до уже взрослых молодых людей. Формы организации деятельности
этих учреждений разнообразны; детские сады, школы, центры, реабилитационные
мастерские, социальные деревни.
|