Органический архитектор, проектируя детский сад, развивает, например, идею некоего надежного укрытия. То есть здание становится существом, стремящимся защитить детей, предоставить им привлекательное пространство, интересное для игр. И все эти качества есть выражения сущности. Совершенно иначе будет решаться фабричное здание, для которого свойственна динамичность. Это другая индивидуальность. Подобно тому, как отличаются индивидуальности учителя и бизнесмена, будут отличаться и дома для них. При этом также должны учитываться местные и культурные условия. Задача архитектора сделать все таким образом, чтобы идея стала доступна восприятию других людей, которые, глядя на здание, должны чувствовать его существо, его индивидуальность. Если архитектору это не удалось, значит, он не справился со своей задачей. Вполне возможно выразить, например, отношение разных сторон дома к окружению. Это подобно тому, как выражает свои эмоции сам человек.
Природа вдохновляет, но архитектор не имитирует ее, а старается гармонизировать с окружающей средой. Дом должен быть живым. Это создается за счет формы помещения и элементов. Например, формы окон, которые трансформируются вдоль фасада. Каждая форма дает разную степень уюта и защищенности. Вот геометрически правильные здания — чаще всего лишены жизни.
Органический дом можно создать из любого материала, так как нет плохих материалов, есть неудачное их применение. Любой строительный материал подходит для определенных нужд. Даже стекло и металл можно так вписать в среду, что будет ощущение теплоты. Главное – это ощущение единства дома, когда бы человек чувствовал в нем свое божественное начало, а не потерялся бы в технике. Нужно думать и о том, что человек живое существо. В каждом индивидуальном случае сознание формирует быт. Но есть, наверное, общее сознание населения определенной местности, которое формируется окружающей средой. Ведь разница между жителями исторического центра и панельных домов ощущается. Архитектура влияет на сознание и мироощущение людей, даже если ежедневно не вглядываться в фасады домов. Влияние происходит на подсознательном уровне. Основатель органической архитектуры Штайнер создавал окна, которые «росли» из земли. Когда человек смотрит на них, он чувствует, что есть возможность двигаться дальше.
Школа в г.Ульм, Германия
В органической архитектуре цвет используется особым образом. Это во многом исходит от Рудольфа Штайнера и работавших с ним художников. Они разрабатывали технику многослойного цветового решения поверхностей. Отдельные участки окрашиваются разными цветами, и поверхность приобретает пространственное выражение, некую прозрачность. Штайнер пытался создать впечатление исчезающей стены, перестающей быть физическим предметом. Её прозрачность как бы позволяла увидеть нечто за ней. Это должно было стимулировать познание того, что находится за материальной действительностью.
Другой аспект этого – стремление придать архитектурным формам жизненность. Это достигается благодаря цветовым переходам и трансформациям. В органической архитектуре каждый элемент развивается из предыдущего. Выходит не ряд одинаковых элементов, а последовательная трансформация частей, подобно тому, как это происходит в живой природе. Там нет четкого разграничения между частями, всё непрерывно. Так и в архитектуре создается непрерывная трансформация элементов и цветов. При решении длинного коридора можно изменять цвет поверхностей, скажем, через каждые пять метров, и выйдет непрерывное колористическое преобразование. Еще одним важным аспектом органической колористики является связь цвета с чувствами и настроениями. Цветовое решение должно быть связано с выбранными формами и функциональными процессами.
Луиджи Фьюмара, архитектор (Дорнах, Швейцария)