На станице:
1. Выставка работ наших детей в Публичной библиотеке. 2. Выставка работ наших детей в Детской Художественной Галерее при Ростовском музее
современного изобразительного искусства.
Художественная терапия в лечебной педагогике носит развивающий характер. Для этого
используются различные техники рисования (предметное рисование,
штриховка, рисование пастелью, углем, динамическое рисование, рисование
форм, геометрическое рисование); живопись (мокрым по мокрому, послойная
живопись), а так же пластицирование (глиной или пчелиным воском).
Дети с проблемами в развитии, с которыми работают в лечебной педагогике, часто имеют различные множественные
нарушения: ослабленная память, нарушенная способность концентрации,
проблемы ориентации в пространстве, нарушение чувства равновесия,
тактильные нарушения. Так же бывают расторможенные или слишком
«закрытые в себе» дети.
В
процессе занятий художественной терапией, подбирая индивидуально
технику рисования, живописи или пластицирования можно добиться
гармонизации состояния ребенка, уменьшив степень выраженности его проблем. Эти занятия так же способствуют пробуждению у пациента интереса к окружающему миру, нарушенного ранее. Занятия по живописи в "СВеЧе" проводятся в технике "мокрым по мокрому" (используют акварельные краски и рисуют по мокрой бумаге), которая в силу подвижности красок благотворно воздействует на душевную жизнь детей. Занятия строятся в соответствии с темпераментами и проблемами наших детей, тематикой главных уроков, поддерживая глубину переживания и погружения ребенка в материал. Проводит занятия специалист, закончивший обучение по художественной терапии в Германии и имеющий диплом международного образца.
О художественной терапии
«Цвет – это душа природы и
всего
Космоса, и мы участвуем в этой душе,
когда сопереживаем цветовое».
Р.
Штайнер
Напряженная работа и стиль жизни современного
человека, лишенное фантазии окружение, спешка и шум – все это ведет к стрессу и,
в конечном счете, к болезни. Поэтому сейчас даже здоровые люди в большей мере,
чем раньше ищут творческие возможности и художественные занятия для того, чтобы
выразить свои чувства и дать волю своим настроениям. И поскольку результаты
творчества являются проявлением сложной, часто неосознанной, душевной жизни
человека, то можно построить обратную связь и с помощью целительной силы искусств
найти возможность гармонизации внутренних
процессов. Поэтому в лечебной педагогике особое место занимают различные
искусства.
Образ человека, к которому хотел бы
приблизить терапевт своего пациента (а еще в
большей степени – лечебный педагог, работающий с особыми детьми) – образ
существа, которое может сохранять свое равновесие. На службу этой цели может
быть поставлено множество возможностей. Одна из них – обращение к цвету,
рисование, пластицирование. Различные
техники и виды изобразительного искусства, разные цвета вызывают всевозможные
душевные переживания и, соответственно, побуждают определенные процессы в
организме человека. Здесь никогда не идет речь о том, чтобы просто порисовать.
Терапевт ставит перед каждым пациентом
различные художественные задачи, которые в человеке, посвящающем себя этим
задачам, затрагивают и активизируют разные области. Разумеется, выражение
чувств уже само по себе воздействует на человека освобождающее. Но все же в
художественной терапии речь идет не об изживании определенного избытка чувств,
вытесненных эмоций или иных односторонностей, а о том, что пациент должен уметь
намного глубже вживаться в явления и опыт, которые он один не нашел бы
самостоятельно, исходя из самого себя. Его художественные творения должны
служить не врачебному диагнозу, как картина того, что есть пациент сейчас, а
дать ему возможность стать тем, кем он в будущем хочет стать.
Цель этого художественного творчества – это
не произведение искусства, а сам процесс его возникновения. Этот процесс
вырывает человека из когтей пассивно принимаемой болезни и направляет его к
собственной активности, через которое он учится выравнивать гармоничное,
исправлять ошибки, приводить в порядок хаотичное и вместе с этим следовать
определенным естественным законам. Он соединяется с материалом, преодолевает
трудности, принимает ошибки, развивает терпение. Пациент чувствует смысл постановки задания,
связь между различными упражнениям и чувствует себя ответственным за созданное
им произведение. С помощью художественной деятельности он может тренировать
свое восприятие и развивать умение радоваться природе, красоте и гармонии. Он
радуется форме, цвету, оттенкам и движению, которые могут стать пищей для его
души и средством исцеления.
Выставка работ наших детей в Публичной библиотеке «Здесь тепло наших сердец» 29 апреля состоялось открытие выставки художественных работ воспитанников нашего центра. Выставка организована совместно с коллективом Детской Художественной Галереи при Ростовском музее современного изобразительного искусства в рамках программы «Шаги навстречу». На выставке представлены работы, которые ребята выполняли в ходе тематических занятий: ботаника, зоология, история, культура и т.д. Работы выполнены в технике акварели «мокрым по мокрому» под руководством опытного специалиста по арт-терапии – Ждановой Елены Владимировны. Возраст ребят от дошкольного до юношеского. Открыла выставку заведующая ДХГ Татьяна Германовна Бурлова. Она рассказала об опыте работы сотрудников ДХГ с «особыми детьми». О центре «СВеЧа», о методах работы в нашем центре, о важности включения «особых детей» в общественную жизнь рассказала врач-психиатр, психотерапевт, гомеопат Москвичёва Наталья Александровна. Опытом работы с детьми в «СВеЧе» поделились специалист по арт-терапии Жданова Елена Владимировна и педагог дошкольной группы Мищенко Дина Леонидовна. Нас порадовало тёплое, заинтересованное отношение сотрудников Детской Художественной Галереи, готовность поделиться опытом. Мы договорились о дальнейшем сотрудничестве.
|