Музыкальные занятия в "СВеЧе" направлены на развитие способностей ребенка в этой области через музыкальное воздействие (использование в работе произведений великих композиторов, пение, игра на различных инструментах, ритмические музыкальные упражнения). Занятия проводятся с учетом возрвста детей. Они органично связаны с ритмом года и подготовкой к праздникам. Мы ипользуем как народные инструменты, так и фортепиано, лиры, флейты и т.д. Струнные музыкальные инструменты особо показаны для детей с ранним детским аутизмом, у которых имеются нарушения практически во всех органах чувств. Для детей с синдромом Дауна и диагнозом гиперактивность - ударные музыкальные инструменты, а для асматиков и эпилептиков - духовые.
Музыкотерапия Музыкотерапия — это
лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное
и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других
странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.),
Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и
лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает
порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в
человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные
компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают
его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания
определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.).
Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. В
России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По
инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по
исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд
видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные
исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М.
Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное
влияние музыки на различные системы организма человека:
сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.
Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую
очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере
ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его
смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное
воздействие на психосоматические процессы, содействуют
психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы,
обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей
жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу
научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со
взрослыми пациентами и детьми. Врачи университетской клиники
Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских
церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных
врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как
хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы
желудка.
|