Вы вошли как Гость | Группа "Гости"                                                                    
Ростовская региональная общественная организация инвалидов "Путь к себе"                     
Пятница, 03.05.2024, 17:22                                                                                       
 





 
                            
 
                                      
Главная | Эвритмия
Меню сайта

Наш опрос
Стоит ли сменить дизайн сайта?
Всего ответов: 58


Эвритмия

             Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию ребёнка.

             Основной методический принцип в лечебной педагогике – движение и эвритмия по своей сути является одним из основных предметов в школе.

              В переводе с греческого языка «Эвритмия» - это «прекрасный ритм, прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи и музыки и воплощает их в видимой, образной форме.

              Речь – это порождение всего существования человека. Когда ребёнок проговаривает звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Воля становится активной и охватывает всё тело ребёнка. Исполняя эвритмию, ребёнок имеет дело не только с осознанной культурой воли, но и с глубоким переживанием тех сил, которые содержатся в звуках речи: гласных и согласных. Гласные больше связаны с внутренним переживанием души: А – удивление, раскрытие; Е – противопоставление себя чему-либо; И – самоутверждение.

             Согласные звуки больше подражают тому, что окружает нас из вне, как пластицирующая, формообразующая сила природы. Эвритмия находит для каждого звука соответствующий жест. Звук формируется и выражается в жесте.

             Все закономерности поэтической речи: ритм, интонация, стиль аллитерация и т.д. находят выражение в движении. Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку.

             Эвритмия в соответствии с различными возрастными ступенями является важным средством в становлении ребёнка. Сюда входят также движения развивающие ловкость, концентрацию, умение ориентироваться в пространстве.

             Эвритмия в школе является предметом с большими возможностями эстетического, гармонизирующего и развивающего воздействия.

             Как искусство и как одухотворённая гимнастика, эвритмия получила широкое признание и применяется в дошкольной, школьной и лечебной (специальной) педагогиках во всём мире.

             Эвритмия – это и социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма. Уроки позволяют развивать утончённое восприятие другого человека, окружающей природы.

 

 

 

   

Лечебная эвритмия


 

·        «Разновидность креативной терапии, представляющая собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений, разработанную на основе идей антропософской медицины и методов эвритмии – специального искусства движения, воплощающего в видимой образной форме звучание речи и музыки. Как искусство и как одухотворённая гимнастика эвритмия получила широкое признание и применяется в дошкольной, школьной и специальной педагогике во всём мире, в том числе в России.

·        В терапевтической эвритмии используются определённые жесты и перемещения в пространстве, интенсифицирующие пластическое выражение пациентом формирующей динамики звуковой стихии. Путём сочетания различных жестов оказалось возможным построить ряды двигательных «фонем», оказывающие терапевтический эффект при заболеваниях широкого спектра. Лечебная эвритмия применяется как дополнительная терапия в клиниках широкого спектра. Лечебная эвритмия применяется как дополнительная терапия в клиниках и стационарах, в педагогических, реабилитационных и других учреждениях.

 

 

                                                                                                 Терапевтическая эвритмия – в чём её особенности?

 

·        Как всякая двигательная терапия, данная методика использует два рычага влияния на состояние пациента – его морально-психологическую и двигательную сферы. С одной стороны, регулярное ритмизированное воздействие эвритмией во всей двигательной сфере находит поэтапное отражение на разных уровнях физиологических процессов организма. С другой – продолжительное упражнение в освоении качественно новых, непривычных движений развивает глубинные силы личности и открывает внутренний источник волевого потенциала неустанной сопротивляемости болезненному процессу – потенциала, которого ранее пациент в себе не чувствовал и не осознавал.

·       При данном подходе (в отличии от других видов креативной терапии) терапия строится с учётом психосоматических влияний так называемых «формирующих жизненных сил». О них давно говорили различные виталистические концепции. Сравнительно недавно к анализу этой широкой области явлений приступила и эмпирическая наука в своих исследованиях эмбриологического морфогенеза и феномена регенерации. Однако, осваивая часть спектра этих сил, эвритмия опирается на методы не микро-, а макроскопии – рационалистической экспериментальной феноменологии, развивающей гётевский тип естествознания. Лечащий эвритмист использует влияние формирующих сил в соответствии с точным диагнозом и постоянными рекомендациями лечащего врача, и только в той мере, в какой может поставить их под свой строгий контроль.

·         Терапевтическая эвритмия служит вторым крылом фронта борьбы с болезнью, составляющим пару к арсеналу средств медикаментозной терапии, - и вносит свой вклад в комплексную систему сопротивления патологическому процессу». 

                                                       Т.Л. Стрижак - психолог, лечебный эвритмист,

                                                                                  руководитель фонда "Терапевтическая эвритмия", г.Москва

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ 


Лечебная эвритмия исходит из того факта, что болезнь всегда является частичным выпадением из здоровой гармонии и нарушением баланса между телом, душой и духом. С помощью конкретных упражнений выпавшая из здоровой гармонии физико-душевно-духовная конституция возвращается в здоровое гармоническое состояние.

 

                2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ


      ·    Гармонизация душевной деятельности, а также телесных (физиологических) процессов организма. 

      ·    Развитие и укрепление воли и мышления.

      ·    Воздействие на ритмические процессы организма.

      ·    Цель терапии вытекает из диагноза и индивидуального подхода к конкретному пациенту (действует стимулирующее, укрепляюще, тормозящее, регулирующее и т.д.)

 

               3. ЭЛЕМЕНТЫ ЭВРИТМИИ


 К элементам эвритмии относят:

 ·        Ритмы

     На занятиях используются стихотворные ритмы (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, гекзаметр и т.д.) на стихи различных поэтов. Ритмы воспроизводятся в движении через шаг, либо сопровождаются жестами рук. Возможно использование мячиков или палочек. Упражнения выполняются как индивидуально, так и совместно с другими участниками. Важным аспектом является взаимодействие рук и ног, что развивает координацию движений. Используя различные ритмы, можно оказывать успокаивающее или активизирующее действие.

·        Дыхание

    Речь не идёт о тренировке вдоха или выдоха посредством лёгких (хотя и этот процесс может постепенно улучшиться), но о двух полярных движениях, выраженных в нас

                                           - как сжатие и расширение

                                           - концентрация и расслабление

                                           - тяжесть и лёгкость

                                           - замкнутость и ощущение выпрямленности и т.д.

 

·        Формы в пространстве

    Любая геометрическая форма несёт в себе определённое качество и динамику. Осознать это мы можем, совершая движение по форме в пространстве. Это действует укрепляюще на организм в целом, а также развивает волю, чувства и мышление. Формы могут выполняться индивидуально и совместно с другими участниками процесса. Несколько примеров таких пространственных форм:

 

 

·        Звуки

   В основе терапевтического движения стоит «образная гимнастика». Её основа заложена в организации органов речи человека, через выговаривание гласных и согласных, а также их взаимодействия. Эта динамика имеет внутреннее отношение к развитию человеческого тела. Каждый гласный и согласный звук имеет определённую форму движения, стоящую во взаимосвязи с органическими процессами. Лечебная эвритмия, входя в этот процесс, действует как построительно и возбуждающе, так и структурирующе и ограничивающе. Она приводит посредством выбранных движений (гласных и согласных) нарушенные органические процессы обратно в их первоначально здоровую динамику.

 

            4. ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ


       Упражнения по лечебной эвритмии действуют целенаправленно и имеют воздействие, как на отдельные органы, так и на всю моторику, а также на неврологические, психосоматические или психические нарушения.

        Лечебная эвритмия базируется на знаниях медицины. Лечащий эвритмист работает в содружестве с врачом и в согласии с ним подбирает нужные для лечения упражнения. 

        Лечебно-эвритмические упражнения выполняются руками, кистями рук, пальцами, стопами. Они могут быть расширены до выполнения их с шагами или прыжками. Их также можно выполнять лёжа или сидя. Если пациент по каким-либо причинам сам не в состоянии совершать движения, то лечащий эвритмист может помогать ему посредством телесного контакта

 

         Продолжительность одного занятия определяется возрастом и состоянием пациента (от 10 до 40 минут). После занятия требуется отдых (примерно 15 минут).

         Курс лечебной эвритмией длится не менее 7-ми недель, исходя из ритма 2-3 раза в неделю.

         Курс лечения может неоднократно повторяться после паузы.

Показания: все острые, хронические или дегенеративные заболевания    нервной системы, системы циркуляции и дыхания, системы обмена веществ, а также опорно-двигательного аппарата. Детские и взрослые нарушения, связанные с переходными периодами развития. Инвалиды с психосоматическими и психиатрическими проблемами. 

Противопоказания:

                     Острые психозы

                     Высокая температура

Помимо врачебного диагноза лечащий эвритмист составляет собственный анализ, основанный на следующих наблюдениях:

- характер поведения пациента, наклонности;

- конституция тела;

- особенности движения, основанные на простых заданиях, данных пациенту;

- феноменология движения;

- ориентация в пространстве и т.д.

 

                5.ДОКУМЕНТАЦИЯ


 Лечебный эвритмист ведёт следующую документацию:

- журнал посещения;

- карта проведения терапии;


Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта


Copyright svecha.ucoz.ru © 2024